Тема интервью: “Язык “Гага” в современном танце”.
Интервью проведено в школе танца “Vortex” 9 апреля 2014 года, в 16.00.
Переводчик: Вера Щелкина.
Беседовала: Екатерина Стегний.
Ноа, благодарю, что согласились ответить на мои вопросы. Я учусь в Российском Университете Театрального Искусства — Гитисе, на кафедре современной хореографии и сценического танца. Сейчас я пишу магистерскую диссертацию и мне интересно поговорить с Вами о роли языка “Гага” в современном танце.
Могли бы Вы охарактеризовать этот язык танца и рассказать о цели его создания?
Охад Нахарин создал язык “Гага” для того, чтобы найти новый способ коммуникации со своими танцовщиками. Он искал возможности получить нужное ему качество тела от своих исполнителей. Язык “Гага” предназначен, в первую очередь, для развития слушания, координации, скорости, текстур тела, а также для поддержания связей с базовыми вещами, со страстью в движении, с танцем изнутри, а не с его формой.
Расскажите пожалуйста о Вашем сотрудничестве с Охадом Нахариным: был ли приход в компанию “Batsheva” осознанным?
Я рано начала танцевать, и всегда понимала, что это единственное, чем хочу заниматься. Я брала огромное количество классов, которые только возможно было посетить. В 16 лет я увидела постановку «Batsheva Dance Company», к тому моменту Охад Нахарин был уже год руководителем этой компании. После этого события, моим стремлением стало попасть в компанию “Batsheva”. Мне потребовалось три года, чтобы доучиться в школе “Kibbutz”, после этого я пошла на audition(просмотр) в «BDC», и меня взяли. Три года я проработала в молодежном ансамбле и девять лет в основной компании.
Ноа, а как Вы строите класс “Гаги”? От чего отталкиваетесь в своем уроке?
Я никогда ничего не планирую. Я прихожу в класс и начинаю с себя. Затем я вижу людей вокруг и продолжаю работать с ними по направлению постоянного наслоения задач. Главное — это открытость к тому, чего хочу я и к тому, что нужно людям. Нельзя говорить исполнителям: “делай вот так”, если сам не чувствуешь, куда это направлено. Для меня, преподавать “Гагу” — это, в первую очередь, момент активного внимания все время, тем более, если я вижу, что люди в зале не совсем понимают что-то.
В 1976 г. американский философ Томас Ханна вводит термин «соматика» (somatics), чтобы описать вид дисциплин, которые относятся к объединению разума и тела. Можно ли сказать, что “Гага» относится к соматическим дисциплинам?
Да, конечно, “Гага” предназначена в том числе и для этих целей.
Какие классы, кроме “Гаги”, Вы используете в своей работе?
Я всю жизнь танцевала. В “BDC” параллельно шло несколько классов, по классике и по “Гаге”, и мы могли выбирать. Свое предпочтение я всегда отдавала “Гаге”, так как в ней, на мой взгляд, есть куда расти. Другие классы мне сейчас уже не интересны.
В какой момент Вы почувствовали желание ставить? Способствовал ли язык “Гага” становлению Вас как хореографа?
Да, конечно! Каждый может использовать “Гагу” как для себя, так и для многих других вещей. Я называю ее “подарком для всех”. Протанцевав в “Batsheva”12 лет, понимаешь, что это очень специфическая, занимающая много времени работа. 120 спектаклей в сезон, 3 месяца гастроли, выходные — это очень глобально. И ты танцуешь, там ты исполнитель. Но каждый сезон у нас был вечер постановок, которые делали сами танцовщики компании. Мы создавали и представляли перед зрителем свои работы. Именно это проросло внутри меня, и я стала развиваться. Пришел момент, когда я переключилась только на собственные постановки.
Как можно охарактеризовать Ваш стиль танца?
Я танцую так, как живу. Главное для меня: быть открытым бесконечности и быть здесь и сейчас.
Что Вы хотите сказать в своих постановках? Чем поделиться?
У меня есть желание скорее поделиться не идеей, а ощущением: чтобы люди почувствовали мою работу, почувствовали движение, когда на него смотрят. Я хочу, чтобы они смогли воспринять по-разному то, что нельзя выразить словами, и чтобы они через что-то прошли, что-то пережили.
Пина Бауш говорила: “Мне не интересно как люди двигаются, мне интересно, что ими движет”. Ноа, что для Вас самое важное в танце?
Для меня самое важное люди и взаимоотношения с ними. Мне интересно не только, как они слушают меня и как они слушают друг друга, но и как они слушают и испытывают себя, как они отдаются движению на сцене, как идут в некомфортную зону, где им сложно. Главное — это всегда о людях, а моя хореография — очень скучная.
Считаете ли Вы, что будущее современного танца за языком Гага?
Не только за языком “Гага”, но в том числе.
Как Вы чувствуете русский менталитет? Как эти особенности можно применять в хореографии и в языке Гага?
Я чувствую амбициозность в людях, и это хорошо. Это хороший источник энергии, но нельзя становиться жертвами своих амбиций, нужно чувствовать связь со своей слабостью и уязвимостью, не прятаться за этой картинкой, так как это блокирует душу. Мне бы хотелось снять все эти слои. В Израиле современный танец существует уже 46 лет и, конечно, есть разница с тем, что происходит здесь в России, но я чувствую большое желание танцовщиков учиться. Удивительно наблюдать, как они меняются на моих глазах, если только этого захотят.
Как Вы считаете, есть ли разница восприятия языка “Гага” между мужчинами и женщинами?
Я чувствую в первую очередь что-то личное, каждый по-разному воспринимает язык и это не зависит мужчина он или женщина. В Израиле много учителей по “Гаге” и можно почувствовать разницу каждого стиля преподавания, но это зависит в первую очередь только от личности.
Каково физиотерапевтическое влияние языка “Гага” на мышечные и костные ткани? Были ли у Вас травмы?
Когда я работала в “Batsheva”, конечно, получала травмы. Это было неизбежно, так как очень насыщенный рабочий процесс в компании. Наш физиотерапевт, практиковал и в других труппах, в Голландии в том числе. Он говорил, что в “Batsheva” гораздо меньше травм, и связано это в первую очередь с языком движения “Гага”. “Гага” позволяет изучить возможности своего тела: научиться его слышать, работать вместе с ним, а не против, развивать умение получать простое удовольствие от того, что делаешь — тем самым, дает надежную защиту от травм. Обычно, травмы связаны с ментальностью, а “Гага”помогает правильно течь энергии.
Расскажите о сотрудничестве с российскими танцовщиками, сколько раз Вы были в России и есть ли дальнейшие планы?
Я второй раз в России: первый раз мы приезжали со спектаклем, второй раз сейчас — я провожу мастер-классы. Мне очень нравится преподавать здесь, и я с нетерпением жду дальнейших предложений.
Ноа, спасибо за интересное интервью!