РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
ПМ.01. ТВОРЧЕСКО-ИСПОЛНИТЕЛЬСКАЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 05.02.02 ИСКУССТВО
ТАНЦА
(СОВРЕМЕННЫЙ ТАНЕЦ)
Москва
2021
Автор программы Екатерина Стегний
 
Наименование разделов профессионального модуля междисциплинарных курсов (МДК) и тем

Раздел 3. МДК.01.03. Дуэтный танец (Партнеринг и контактная импровизация)

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающегося Объем часов Уровень освоения   
Первый год обучения (II курс)        
Раздел 1. Коммуникативный аспект контакта   38    
Тема 1.1. Психологические принципы работы с партнером и этика взаимодействия как методическая основа контакта в современном танце

 

«Три кита» партнерства по Геннадию Абрамову: 

1) контакт — непосредственный физический, эмоциональный, зрительный и др.; 

2) контракт — согласованность действий;

3) взаимопонимание — совпадение как ритма, визуальной согласованности, согласованности шагов, так и к этической стороны контактака.

Принципы партнерства:

а) уважение;

б) интерес к партнеру,

в) наличие общей цели,

г) диалог как форма контакта,

д) понимание и соблюдение собственных прав и прав партнера,

е) разделение ответственности,

ж) принятие на себя ответственности за свои и действия в отношении себя и партнера и передача ответственности партнеру за него и его действия

8          1,2  
Тема 1.2. Поиск взаимонаправленной коммуникации на практике:

 «точка согласия», доверие, прикосновение, забота, ответственность, эмпатия, заинтересованность

Упражнения на поиск взаимонаправленной коммуникации (авторский подбор педагога)

Развитие чувства единения через процесс динамического взаимообмена телесной и чувственной информацией.

Вербальные и негласные переговоры — договоренность следовать условностям заданной системы движения.

 «Обратимость движения»  по Моше Фельденкрайзу, то есть работа с возможностью «остановить движение в любой момент и двигаться в обратном направлении без какой-либо задержки».

Развитие готовности к любому изменению ситуации как в сторону положительных субъективных смещений, так и в сторону отрицательных

10  

 

 

 

 

 

 

 

 


 
 
 
 
 
 
 
 

1,2

 
Тема 1.3. Телесноориентированное слушание и развитие «кинестетической осознанности»

 

Упражнения на развитие внимания и восприятия взаимодействия:

а) исследование структуры тела;

б) наблюдение связей и импульсов в теле;

в) упражнение Нэнси Старк Смит «маленький танец»;

г) концентрация

и периферическ

ое

внимание;

 д) дыхание во взаимодействии в паре;

е) парные техники body work и расслабление

 

 

 

10  

1,2

 
Тема 1.4. Физические принципы взаимодействия. Технические приемы для безопасной работы в паре.  а) специфика входа в контакт;

б) постановка тела связанная  с безопасностью действий и свободой в заданном движении;

в) постановка тела связанная с безопасностью действий в импровизационном движении;

г)  центр тяжести;

д) отдача и принятие веса;

е) биомеханика подъёма тяжестей, прыжков и закручивания в спирали

10  

 

1,2

 
Раздел 2. Основные технические принципы и понятия контактной импровизации и партнеринга   70  

 

1,2

 
Тема 2.1. Устанавливание и сохранение физического контакта для создания единой системы с общим центром движения а) использование всей поверхности тела для поддержки собственного веса и веса партнера;

б) центр партнера и общий центр движения и парного взаимодействия;

в) смещение точки контакта между телами партнеров;

в) развитие навыков работы с весом партнера через работу с партером

10  

 

 


 
 

1,2

 
Тема 2.2.  Работа с гравитацией, импульсы, инерция, направления, энергия и динамика в работе с партнером  а) поиск взаимных пространственных траекторий при взаимодействии с веcом партнера;

б) потоковость;

в) скорость;

г) пауза и направление в паузе;

д) пространственные и телесные натяжения

 

Авторскиий набор упражнений и комбинаций на работу с импульсом, инерцией, гравитацией от педагога

 

10  

 

 

 

 


 
 
 
 

1,2

 
Тема 2.3. Работа с балансом и различными способами оттяжек. Контрбаланс а) баланс с опорой на спины партнеров;

б) баланс с опорой на плечо;

в) баланс с опорой на таз;

г) баланс с захватом рук в замок;

д) поиск баланса в импровизации, используя другие части тела

10  

 


 

1,2

 
Тема 2.4. Трехмерные траектории в пространстве  а) спиральные;

б) искривленные округлые линии тела,

 в) подъем и падение по дуге

 

10  

 

1,2

 
Тема 2.5 Свободное падение в паре

 

а) основные принципы падения в паре;

б) скорость, инерция и динамика при падении

12  

1,2

 
Тема 2.6.  Поддержка и работа с переносом веса тела партнера  а) основные принципы переноса;

б) поддержки партнера на разных уровнях 

12  

1,2

 
Тема 2.7. Прыжки в поддержке  Упражнения на проработку технических навыков:

а) упор;

б) толчок;

в) рычаг.

Разучивание танцевальной фразы со всеми пройденными ранее принципами и навыками

14  

 


 

1,2

 
Раздел 3. Организация и распределение пространства при парном взаимодействии

 

  20    
Тема 3.1 Система кругов внимания Развитие чувства пространственных характеристик.

Знакомство и практика кругов внимания:

а) первый «внутренний» круг внимания — «я»;

б) «малый» круг внимания  — «я и партнер»;

в) третий «средний» круг внимания — «я, пространство, партнер, люди в пространстве, стены, пол, потолок»,

г) четвертый «большой» круг внимания — «я, все за пределами пространства зала, сцены»

Рарспределение по пространству и уточнение выученной ранее танцевальной фразы

10  

 

 

 


 
 
 

1,2

 
Тема 3.2. Бесконтактное взаимодействие — расположение партнеров в одном танцевальном пространстве без телесного взаимодействия Упражнения на выстраисание бесконтактного взаимодействия:

 а) найти «тайного партнера» и выстроить с ним связь, быть максимально далеко от партнера и максимально близко к нему»;

б) найти двух «тайных партнеров» и выстроить с ними равносторонний треугольник;

в) выстроить связи со всеми, кто есть в пространстве и трансформировать их;

г) «вдохновляться» траекторией движения и самими движениями партнеров;

д) создавать свои вариации движений и траекторий на движения и траектории партнеров;

е) выстраивать и согласовывать натяжения в пространстве;

ж) выстраивать и согласовывать рамки  внутри пространства, наделяя их качествами, скоростью, временными характеристиками и характеристиками пауз

10  

1,2

 
  Итого за первый год обучения: 136    
 

Второй год обучения (III курс)

       
Раздел 1. Классические поддержки   64    
Тема 1.1. Поддержки двумя руками за талию а) releve (из пятой позиции на две и одну ногу);

б) developpe вперед на 45° и 90″ 

в) малые и большие позы  — четыре arabesques с поддержкой двумя руками за талию; attitude croisee u efface, поза ecartee вперед и назад, поза croisee вперед и поза effacee вперед

12 1,2,3  
Тема 1.2. Поддержки в «падающее» положение с одной и двумя руками а) опускание в позе I arabesque с поддержкой за запястье рук и за кисти рук;

б) опускание партнерши на спину партнера с поддержкой за кисти рук;

в) опускание в «падающее» положение с поддержкой одной рукой за талию, другой — за запястье;

14 1,2,3  
Тема 1.3. Поддержка одной рукой Все движения, изученные ранее с поддержкой двумя руками за талию и за две руки, нужно повторить с поддержкой одной рукой.

Последовательность приемов: за кисть, за запястье, за талию в охват, за талию кистью одной руки

12 1,2,3  
Тема 1.4. Поддержка с поворотами а) обводка с поддержкой в позе  II, III и IV attitude с за кисть руки, за запястье;

б) обводка с поддержкой в позе I  arabesque за кисть руки, за запястье;

в) обводка ecartee с поддержкой за запястье правой руки;

г) обводки в позах II, III и IV arabesques

12 1,2,3  
Тема 1.5. Приемы воздушной поддержки а) Changement de pieds с поддержкой двумя руками за талию;

б) Grand assemble с поддержкой двумя руками за талию

в) Grand assemble с поддержкой одной рукой за руку, другой — за талию

г) Grand assemble вокруг партнера с поддержкой за руки

д) Jete entrelace с поддержкой одной рукой за руку, другой — под диафрагму

Положения поддержек сидя на партнере.

Большие прыжки с поддержкой двумя руками за талию

14 1,2,3  
Раздел 2. Экстремальный партнеринг    38    
Тема 2.1. Техника безопасности при экстремальном партнеринге Подготовительные упражнения на понимание энергии, импульса, динамики в экстремальном партнеринге. 12 1,2,3  
Тема 2.2. Риск в партнеринге Авторские упражнения и танцевальные фразы педагога на работу с:

а) различными способами столкновений и упоров;

б) различными способами падений;

в) различными способами перемещений в пространстве

12    
Тема 2.3. Работа с риском в группе а) распределение веса тела в группе;

а) распределение группы по пространству;

б) перемещение и продвижение;

в) смена ракурсов и скоростей;

г) смена уровеней и падение;

д) столкновение в группе

 

14 1,2,3  
Раздел 3. Методы и принципы создания нового хореографического материала в контакте   34    
Тема 2.1. Метод создания нового хореографического материала в контакте через систему анализа Рудольфа Лабана

 

Лабораторный характер урока.

Основные особенности системы:

а) категория «пространство» — образ «кинесфера»: подходы, пространственные натяжения, измерения, плоскость, диагональ;

б) категрия «тело»: дыхание, последовательности движений и позы;

в) категория «усилие»: текучесть, время, вес, пространство

г) категория «форма»: игла, стена, шар, винт, пирамида

д) модели изменения форм

Поиск, создание, закрепление и изменение в паре  нового движенческого материала

11 1,2,3  
Тема 2.2. Метод создания нового хореографического материала в контакте через систему «вспомогательного ресурса» Уэйна Макгрегора Лабороторный характер урока.

Основные особенности системы:

а) кинестетический образ;

б) внимание и его пути; 

в) петля, как взаимообмен информацией с партнером, она является двигателем мысли, воображения и творческой деятельности;

г) три основные петли: петля образов внутреннего зрения, петля образов внктреннего слуха, петля ментальных схем, то есть ощущений и эмоций. Накладывание их друг на друга и формирование образа идеи.

д) 12 принципов для развития навыков воображения: «выбор точки отсчета», «приведение примера», «накладывание/наслаивание», «изменение с течеием времени»,  «смена контекста», «персонализация»,  «добавление», «разбор на части»,

е) пять этапов работы: 

  • создание описания 10 частей тела и 5 точек/кругов/дуг/линий в пространстве или на партнере, рисование частями тела в согласовании с точками на партнере и в пространстве с партнером; образ «шляпы» в пространстве;
  • рисуем с помощью воображения трехмерную фигуру в пространстве (сфера, круг, цилиндр и др.), подвешиваем в пространстве и делаем ее больше, чем фигура тела, ищем с партнером коммуникацию внутри и снаружи этой фигуры, создаем и повторяем фразу с партнером из этих перемещений; подключаем аудиальный воображаемый образ;
  • работа с кинестетическим восприятием, А и Б партнеры создают список действенных слов-глаголов (скручивать, ранять, разбрасывать, вращать и др.) каждый партнер реагирует в коммуникации или нет на те глаголы из списка, которые зачитывает его партнер, добавляем шкалу амплитуды к задачам;
  • звуковые стимулы, они могут вызвать ассоциативный ряд, который выражается в цвете, ощущении, эмоции. 
  • заключительный этап сбора информации для создания партитуры движения в паре
11 1,2,3  
Тема 2.3 Создание нового хореографического материала в контате через авторские методики педагога Актуальные авторские  методики различных представителей российского современного танца 12 1,2,3  
  Всего за второй год обучения 136    
  Итого за весь курс 272    
МДК 01.06. Джазовый танец      
Раздел 1. Введение в основные  особенности джаз танца на примере «Хортонтехник» (Lester Horton Technique);   42  
Тема 1.1. Изучение основных технических особенностей джаз танца. Распределение напряжения и расслабление а) поза коллапса;

б) практика свободного позвоночника, чтобы совершать движения различных его частей, в то же время поиск энергичных  движений  тела

7  
Тема 1.2. Изоляция и полицентрия, как основополагающий принцип джаз танца а)  работа с отдельными частями тела-центрами движения: голова и шея, плечевой пояс, грудная клетка, пелвис (тазобедренная часть), руки и ноги. б) изоляция в руке — кисть, предплечье, 

в) изоляция в ноге — стопа и голеностоп

г) движение центров пространственно и ритмически независимо друг от друга, каждая часть тела, или каждый центр, имеет свое собственное поле напряжения и свой собственный центр движения;

д) координация работы центров: движении 2-х центров одновременно — бицентри, 3-х —трицентрия, при движении всех центров — полицентрия. 

е) понимание связи центров между собой, например, голова-плечевой пояс-грудная клетка

7 1,2
Тема 1.3. Полиритмия и значение музыки в джаз танце а) движение центров в различных ритмических рисунках, метрически независимых друг от друга;

б) разбор монометричной структуры джазовой музыки;

в) понятие «свинг» в джаз танце, определенная пульсации основного ритма, связанного со

смещением мелодического рисунка и ритмической основы;

г) развитие чувствовавания музыкального свинга  своим телом ;

д) синкопирование и смещение акцентов в джаз танце

7 1,2
Тема 1.4. Мультипликация а) раскладывание на составные части, фазировка и смещение нескольких акцентов;

б) изучение мультипликационных шагов 

7 1,2
Тема 1.5. Координация а) координация с помощью импульса, при котором два или несколько центров приводятся в одновременное движение;

б) координация с помощью принципа управления, т. е.  последовательное включение центров в движение;

в) параллелизм и оппозиция в технике джаз танца.

7 1,2
Тема 1.6. Принципы движения заимствованные в модерн танце а) contraction и release /сжатие и расширение;

б) построение движения строится по синусоиде: движение-задержка в кульминационной точке (suspend) и обратный возврат (recovery);

в) спирали и изгибы;

г) смена уровней;

д) акробатические уровни: 

«мост», стойка на руках, стойка на лопатках/»березка», колесо и др.

7 1,2
Раздел 2. Введение в основные принципы бродвейского джаз танца   32  
Тема 2.1.  Основные характеристики стиля а) импульс,

б) степы (шаги) и кики (удары ногой в воздух) в) поддержки;

г)  вращения,;

д) скольжения,;

е) эффектные положени рук и четкие позы, прыжки;

ж) работа с предметами.

8 1,2,3
Тема 2.2. Эмоциональная окраска при исполнении бродвейского джаза  а) связь эмоций и движений в бродвейском джаз-танце;

б) развитие эиоциальной окраски в движении;

в) манера и стиль

8 1,2,3
Тема 2.3. Роль сюжетной линии и истории в характере исполнения бродвейского джаза а) знакомство с различными мюзиклами по видеоматериалу (на усмотрение педагога);

б) анализ сюжетной линии и характера движения исполнителей в бродвейском мюзикле;

в) выучивание танцевальных партий с сюетной линией (на усмотрение педагога)

8 1,2,3
Тема 2.4. Разучивание комбинаций из известных бродвейских мюзиклов на усмотрение педагога 8 1,2,3
  Всего за первый год обучения 74  
МДК 01.07. Техники contemporary dance      
Первый год обцчения 1 (8) класс      
 

Раздел 1. Введение в основные принципы техник contemporary dance

  68  
Тема 1. 1. Техника Release и Body awareness Джоан Скиннер (досл. с англ. — «освобождение и телесная осознанность») а) тщательное исследование различных  систем внутри тела: железы, органы, нервы, кожа, кости, мускулы, кости, жидкости, системы восприятия и т.д.  Обнаружение систем и их взаимодействие между собой. 

б) сбор анатомических фактов и данных —

специальные упражнения (работа с партнером и с изображением анатомических систем тела)  для проживания прямого физического опыта для

каждой такой системы. Поиск для каждой из систем представления в сознании, отдельное от 

представлений других систем. 

в) понятие центров тела, переферии и центральной оси тела. Countraction и release;

г) многомерное выстраивание скелета;

д) упражнения для становление равновесия в различных плоскостях;

е) развитие автономности движения различных частей тела;

ж) практика эффективности движения без лишних энергетических затрат.

34 1,2
Тема 1.2. Базовые принципы «Floor work»  а) выстраивание положений и позиций тела, рук и ног для работы в партере;

 

б) перекаты, роллы, сжатие к центру и вытяжение, перемещение;

понятие swing;

 

в) естественные изгибы позвоночника, его подвижность и гибкость, ощущение целостности и длины позвоночника;

 

г) перевороты;

 

д) скольжение и слайды;

 

е) мягкий перенос вес тела с ног на руки и обратно, на одну руку, на две руки;

 

ж) элементы акробатики;

 

з) принцип «отскакивания»/ «подскакивания»/ «пружины» в работе с полом;

 

и) вращения в партере

 

34 1,2
Раздел 2. Работа с предупреждением травматизма   68  
Тема 2.1. «Кинестетическая осознанность»  а) понимание строения скелета и знакомство с основами физики и механики для создания четкого представления о механики движения;

 

б) изучение свободного движения головы, шеи, рук, строения плечевого пояса; 

 

в) свободное движение грудной клетки и всего торса, естественная подвижность диафрагмы и естественная реакция других групп мышц и структур тела на движение диафрагмы; 

 

г) строение нижних конечности; развитияе подвижности и свободы в тазобедренном суставе;

 

д) сканирование, прослеживание и маркировка телесных ощущений: приятные-неприятные-нейтральные, жар-тепло-прохлада-холод, расширение-сжатие, скручивание, покалывание, пульсация, щекотание, ощущение опоры, ценра и пр.

17 1,2
Тема 2.2. Снижение мышечного напряжения а) прикосновения партнера для усиления ощущений и точности «мыслеобразов» и снятия мышечных блоков;

 

б) естественное дыхание в движении;

17 1,2
Тема 2.3. «Диалекты» тела  ДТ — совокупность всех параметров индивидуальной памяти тела, которая хранит в себе помимо генетической информации, опыт за всю прожитую жизнь и является уникальной.

 

а) выявление через интегративно-соматические сессии словаря движений, основанного на метафорах и мыслеобразах,  анализ и наблюдение особенностей тела;

 

б) формирование взятия на себя ответственности за самостоятельные действия и решений относительно движений, перемещениц и взаимодействий;

17 1,2
Тема 2.4. Выстраивание связей в теле, движении и в пространстве а) выявление и выстраивание причинно-следственных связей в теле, в движении и в пространстве;

 

б) поиск новых качеств и движенческих характеристик 

17 1,2
  Всего за первый год обучения: 136  
Второй год обучения 2(9) класс      
Раздел 1. Введение в актуальные техники европейского современного танца.

 Техники Flying low и  (досл. с англ. — «низкий полет») и влияние release на реактивность и скорость движения

 

 

 

68  
Тема 1.1. Основные принципы техники Flying low Д.Замбрано а) дыхание, скорость и высвобождение энергии по всему телу для активации связей между центром и суставами для более эффективного входа/выхода в/из пол/а;

 

б)  понятие энергетического центра движения и его активизация для быстрой скорости,

поддерживание центрированного состояния;

 

в)  исследование основных законов физики: сжатие и расширение, свободное падение

17 1,2,3
Тема 1.2. Ключевое значение «скручиваний» и «спиралей» в технике Flying low Д.Замбрано а) активация спирали в теле через перемещение всех суставов из центра: руки, ноги, кисти, пальцы ног, локти, ступни —  «продолжения» центра;

 

б)  вкручивание тела в пол и выкручивание; 

 

в) перемещение с помощью принципа «спирали» в теле и пространстве, на полу и в вертикальном положении

17 1,2,3
Тема 1.3. Принцип «работа с полом как с партнёром»  а) падение и отражение движения;

 

б) работа с различными уровнями, правила и варианты перехода из уровня в уровень;

 

в) активные стопа и  ладонь, принципы их взаимодействия с полом  в технике Д. Замбрано

17 1,2,3
Тема 1.4. «Мобильность, смены направлений и энергий движения» в технике Д.Замбрано а) импульс, его энергия, скорость и варианты прохождения по телу и связь с основным центром;

 

б) элементы акробатики и особенности их исполнения;

 

в) включение голоса и звуков во время исполнения связок, произнесение слов-аффирмаций, которые позволяют пройти сквозь тело любой информации из вне и отправить вашу информацию,  поделиться ею со всеми в группе, произнесение громко и внятно: «gathering» («собираю») и «sending»(«отправляю»);

 

г) построение комбинации в технике Д. Замбрано

17 1,2,3
Раздел 2. Актуальные техники композиционной импровизации  в европейском современном танце на примере

техника Passing through Девида Замбрано (досл.с англ. — «проходя сквозь»)

  68  
Тема 2.1. Понятие «карта тела»  а) исследованиие «карты тела» стоя в тишине;

 

б) соединение ее с «картой окружающей среды»: воздухом, полом и энергией других людей

8 1,2
Тема 2.2. «Бег» в технике Passing through Девида Замбрано  а) переход от тишины к бегу;

 

б) бег вперед, назад и вокруг;

 

в) прохождение друг через друга в пространстве;

8 1,2
Тема 2.3. «Танцевальная паутина», как основной мыслеобраз для взаимодейсвтвия в технике Passing through Девида Замбрано   а) создание мыслеобраза «танцевальная паутина» в пространстве;

 

б) взаимодействие через принцип «рисования» на полу маленькой, средней и большой восьмерок;

 

в) поток в групповом взаимодействие

8 1,2,3
Тема 2.4. «Спирали в теле»  а) постоянное вращение тела по спирали, независимо от того, бежит оно или стоит;

 

б) способы  захода в пространство и выхода из него с помощью спиралей в теле;

8 1,2,3
Тема 2.5 «Спирали в пространстве» а) спирали в пространстве и их поиск, трехмерный взгляд на пространство;

 

б) способы  захода  и выхода на площадку с помощью пространственных спиралей 

8 1,2,3
Тема 2.6 «Пауза»  

 а) качество;

 

б) направление;

 

в) длина;

 

г) другие характеристики паузы

8 1,2,3
Тема 2.7 Роли «лидерследователь»  а) философия идеи Замбрано — движению не нужен лидер в его создании;

 

б) техника создания и развития динамики сложных систем, лидерство в виде групповой сети;

 

 в) игра и обмен ролями «лидер»-«следователь»;

8 1,2,3
Тема 2.8 «Скорость» а) принципы «под, над и вокруг;

 

б) скорость принятия решения

 

в) способность мгновенно принимать творческие решения,  повышать гибкость ума и тела

4 1,2,3
Тема 2.9. «Спонтанная композиция»  а) группа как единый разум, «группа никогда не может заблудиться, никогда нет одного человека, ведущего, все следуют»

 

б)  путешествие всей группой в пространстве

8 1,2,3
  Итого за второй год обучения: 136  
Третий год обучения (I курс)      
Раздел 1. Базовые актуальные техники европейского современного танца   64  
  Тема 1.1. Countertecnique Анук Ван Дайк как развитие принципа оппозиции в танце  а) работа с постоянно изменяющимся динамическим балансом, который снижает давление на общую структуру тела, «если энергия выходит с одной стороны  тела, то она должна выходить из другой; если только одна рука поднята, энергия должна выходить из противоположного плеча» ;

 

б) использование идеи о встречных направлениях при любом движении: 

swing,

demi plie,

grand plie, 

battement tendu, 

battement tendu jete,

 rond de jamb par terre,

 battement fondu, 

adajio,

 grand battement jete,

 вращения и др.

 

в) эффект растянутого и расширенного движения:  центр и периферия в работе над исходящими из центра разнонаправленными энергиями и   в работе с различными энергетическими центрами тела;

 

 

24 1,2
Тема 1.2. Работа с пространством в сountertecnique а) расширение пространства, в котором вы двигаетесь, вокруг вас;

 

б) кроссы с использованием зависа, падения, отражения, перекатов, наклонов, а также маленьких и больших прыжков;

24 1,2
Тема 1.3. Внимание в сountertecnique а)  процесс непрерывного и активного наблюдения за своими мышлением и телом,  набор инструментария и виртуальной карты индивидуально каждого студента, опыт выбора уместного инструмента в той или иной ситуации;

 

б) фиксированное внимание к каждому движению, его последовательности с максимальным использованием всего потенциала распределения тела в пространстве;

 

в) понятие «энергетический унисон»;

 

г) принципы построения танцевальных фраз и комбинаций в сountertecnique

16 1,2
Раздел 2. Техника исполнения современного социального (бытового танца) — брейк, хип-хоп, хауз и др. (на выбор)   42  
Тема 2.1. Базовые хип-хоп элементы а) оld school,

middle school,

new school;

б) steps, bounce, groove, isolations, flow;

в) 4 базовых смены уровней:

на корточках, в упоре лежа, на ягодицах, на спине;

г) упражнения с движением в пространстве и кроссы.

21  
Тема 2.2. Виды трансформаций в хип-хоп  а) скорость, основы ритмики и счёта в хип-хоп, сильная и слабая доли ( «бум» и «клэп»);
  4 скорости:
 1. Нулевая (замедленно)
 2. «В клэп» или на каждый второй счёт
 3. Обычная (раз-два)
 4. Быстрая или «16 долей» (раз, и, два, и, три, и,…)б) сила

3 основные «силы»
 1. Расслабленная.
 2. Нормальная (обычная)
 3. Сильная сила (100% мощи)

 

в) плоскости, в какую сторону они направлены относительно самого танцора:

  • горизонтальная плоскость — Перед собой, сбоку, сзади — круговой обзор 360 градусов;
  • фронтальная плоскость (вертикальная)— Над головой (на потолок), вниз (в пол);
  • профильная плоскость (глубина) — вытягивание движений вперёд-назад

 

г) направления и его изменения

12 направлений, как часы

 д) состояние:

  • обычное;
  • мяч — прыжковые движения, очень походить для old school’a;
  • тяжёлый — мощные движения, проявление силы;
  • образ — животные, предметы, фантастические существа;
  • занавеска — подходит для глубоких треков с музыкальной точки зрения. Добавляется объём и ширина в поток движений

 

е) уровни

4 уровня: 
 1. Верхний
 2. Средний (на согнутых ногах)
 3. Нижний (корты, упор лёжа, колени, попа)
 4. Лёжа

21  
Раздел 3. Методы импровизации в современном танце   42  
Тема 3.1. Интегративносоматический подход  как базовый метод раскрытия движенческого потенциала в работе с импровизацией а) поиск момента, а не истории; 

 

б) выявление пикселей движения, в то время, когда все остальное тело неподвижно; 

 

в) восприятие тела как инструмента, обладающего собственной музыкой, которая может звучать и в тишине; 

 

г) внимание к психосоматическим состояниям обширного спектра чувств; 

 

д) задействование чувственной раскрепощенности, гротескности и принципа обнажения физических усилий; 

 

е) акцент на эксперименте с телом для раскрытия новых механизмов его движения; 

 

ж) изоляция состояния потока сознания и движений тела; 

 

з) работа с пространством, как с сооотношением расстояний и времени. 

 

и) сосредоточение на идее целостности, объединяющей микро- и макрокосмосы

 

12 1,2,3
Тема 3.2. Значение изученных техник в  индивидуальном прочтении движения. Репрезетативная импровизация  а) взаимосвязь между внутренним состоянием и внешней формой движения, их взаимообратное влияние;

 

б) понятия «паттерн» и «шаблон», удачное использование их и способы освобождения;

 

д) диалог между пространством, границами и свободой выбора и точно заданными техническими элементами;

 

е) сочетание состояний «я знаю» и «я не знаю» — как ресурс для спонтанности;

 

ж) способы переработки движения в другое движение;

 

з) способы закрепления импровизационных форм движения в «танцевальную лексику»;

 

и) особенности восприятия и переработки и интерпритации зафиксированнного хореографического текста

 

 

 

10 1,2,3
Тема 3.3. Неподготовленная импровизация а) работа с простыми экспромтами на мелодию или ритм;

 

б) алгоритм: мысль — действие — ощущение;

 

в) манифестация себя в пространстве;

 

г) «танец радости»;

 

д) потоковость и доверие;

 

е) понятия «соло-резонанс» и «групповой резонанс»;

 

ж) «думающий глаз» и «слышащее ухо»;

 

з) парадоксальность в привычных ситуациях;

 

и) принцип «от случайности к закономерности»

 

10 1,2,3
Тема 3.4. Подготовленная импровизация а)  способы создания партитуры движений и перемещений; 

 

б)  работа не только с мелодией и ритмом, но и со временем  — темпом или скоростью;

 

в) три основных фактора усилия по системе анализа движения Рудольфа Лабона: 

вес — ощущение себя и своего намерения в движении, легкий — воздушность, нежность, деликатность /тяжелый, мощь, напряжение, толчок, твердое прикосновение, 

время — внутреннее отношение к времени, а не то, сколько времени занимает совершение движения, связано с интуицией и принятием решения, затяжное, длящееся, спокойное/ внезапное, мгновенное, резкое, срочное, сию минуту п

ространство усилия — распределение внимания между несколькими объектами одновременно/только на одном, узкая направленность, подобно лучу

 

в) изменения категорий по системе анализа движения Рудольфа Лабона: тело, форма, пространство

 

г)  ассоциативный ряд слов, действовать на слово, дать возможность телу откликнуться, послушать; убрать действие,  состояние оставить;  добавить в это состояние другую лексику или движения;

 

д) построение «коридоров», типы «коридоров»:

• физический

• эмоциональный 

• ментальный 

• духовный 

• логический

10 1,2,3
  Всего за третий год обучения 148  
Четвертый год обучения IV курс      
Раздел 1. Танцевальный перформанс   64  
Тема 1.1.  Введение в основные принципы и законы перформанса а) категории «время» и «место»;

 

б) детали и символы;

 

в) действие в перформансе;

 

г) отношения «художник — зрителя»

22 1,2,3
Тема 1.2. Исследование разных категорий тела в перформансе а) Понятия «тело идеальное»;

 

б) «тело повседневное»;

 

в) «тело экстремальное»;

 

г) поиск индивидуального звучания тела, согласно заданной идеи

24 1,2,3
Тема 1.3. Создание танцевального перформанса а) поиск темы для перформанса;

 

б) исследование найденной темы;

 

в) выход с показом на зрителя

18 1,2,3
Раздел 2. Site-specific перформанс   84  
Тема 2.1. Роль места и пространства в site-specific а) смыслы связанные с местом и пространсвом перформанса;

 

б) вопросы выбора пространства;

 

в) практическая работа — исследование пространства через пластические решения

28 1,2,3
Тема 2.2 Значимые site-specific перформансы России, Европы и Америки

. 

а) знакомство и исследование произведений российских авторов;

 

б) знакомство и исследование произведений европейские авторов;

 

в) знакомство и исследование произведений американских авторов

28 1,2,3
Тема 2.3. Создание site-specific перформанса  а) поиск темы для перформанса;

 

б) исследование найденной темы в пространстве;

 

в) выход с показом на зрителя

28 1,2,3
  Всего за четвертый год обучения:  148  
Пятый год обучения (III  курс)      
Раздел 1. Постановка спектакля/перформанса в contemporary dance     1,2,3
Тема 1.1. Роль исполнителя в постановочном процессе спектакля современного танца а) исполнитель — со-автор хореографа;

б) креативное мышление исполнителя;

в) способность к импровизации по заданным задачам;

г) интерпретация хореографического языка на взгляд исполнителя;

д) развитие композиционного мышления

18 1,2.3
Тема 1.2  Базовые композиционные техники а) мотив и его вариации — фундамент композиции;

б) основные принципы развития движения:

простое повторение — буквальное (мотив)измененное повторение (варьирование)
 разработка — элементы ранее звучавшие порознь могут вступать в соединение, последовательное или одновременное

производный контраст — значительные изменения темы контраст сопоставления —вводится новая тема в противовес

предыдущеи;

 в) изменение пространственных характеристик (место, уровни,

направления, пространственная амплитуда) Возможно соединение нескольких мотивов;

г) три вида изменения мотива: копирование, дополнение, контраст;

д) соразмерные пропорции, кульминация, логичные переходы;

е) каденционный тип развития формы: экспозиция, завязка, развитие, кульминация, развязка;

ж) функции частей в форме

32 1,2,3
Тема 1.3. Экспериментальные композиционные техники в contemporary dance. Алеаторика. а) новые композиционные принципы;

б) звуковысотность и понятие «шума»;

в) понятие «алеаторика»;

г) вариабильность в алеаторике;

д) случайная последовательность элементов при сочинении или исполнении произведения;

д) создание танцевальных фраз и этюда с использованием этой композиционной техники

26 1,2,3
Тема 1.4. Формальная композиционная техника а) понятие «формальная композиция»;

б) форма и содержание;

в) три главных принципа формальной композиции;

г) создание танцевальных фраз и этюда с использованием этой композиционной техники

22 1,2,3
Тема 1.5. Сонорика а) понятие «сонорика»;

б) тембры, шумы, созвучия в теле и пространстве;

в) создание танцевальных фраз и этюда с использованием этой композиционной техники

22 1,2,3
Тема 1.6. Репететивная композиционная техника а) понятие «репетитивная техника»

б) статичная форма и циклы повторений коротких паттернов;

в) создание танцевальных фраз и этюда с использованием этой композиционной техники

22 1,2,3
Тема 1.7 Пуантилизм а) понятие «пуантилизм»;

б) точка в теле и пространстве;

в) создание танцевальных фраз и этюда с использованием этой композиционной техники

22 1,2,3
Тема 1.8. Полистилистика а) разнородных стилевых элементов в одном произведении;

б) цитата, как основной формообразующий фактор в композиционной технике;

в) работа с цитатой;

г) создание этюда в этой композиционной технике

22 1,2,3
  Всего за пятый год обучения: 186  
  Итого за курс: 754  
МДК 01.08. Образцы наследия ансамблей танца, хореографических коллективов      
Первый год обучения (II курс)      
Раздел 1. Основные произведения репертуара московского хореографического театра «Балет Москва»      
Тема 1.1. Индивидуальность стиля, пластического языка, композиционных приемов в спектаклях из репертуара хореографического театра «Балет Москва» а) знакомство и просмотр видеоматериалов постановок;

 

б) проучивание основных элементов из лексического материала на примере нескольких спектаклей;

 

в) соединение элементов в единую танцевальную фразу;

 

г) характер и эмоциональная окраска в предлагаемом лексическом материале

22 1,2,3
 Тема 1.2. Способы работы с исполнителями в театре «Балет Москва» знакомство с разными методами работы педагогов, репетиторов и хореографов театра 12 1,2,3
Тема 1.3. Принципы композиционной логики при создании спектаклей хореографического театра «Балет Москва» а) анализ композиционной логики на основе видеоматериала;

 

б) создание этюдных композиций на основе  композиционных приемов хореографов из театра «Балет Москва»

10 1,2,3
  Всего за первый год обучения 42  
Второй год обучения (III курс)      
Раздел 1. Репертуар других московских компаний современного танца      
Тема 1.1. Индивидуальность стиля, пластического языка, композиционных приемов в спектаклях из репертуара других компаний современного танца а) знакомство и просмотр видеоматериалов постановок;

 

б) проучивание основных элементов из танцевальной фразы;

 

в) соединение элементов в единую танцевальную фразу;

 

г) характер и эмоциональная окраска в предлагаемом лексическом материале

22 1,2,3
 Тема 1.2. Способы работы с исполнителями в компании знакомство с методами работы хореографа 12 1,2,3
Тема 1.3. Принципы композиционной логики при создании спектаклей компании а) анализ композиционных приемов на основе видеоматериала;

 

б) создание этюдных композиций на основе этих композиционных приемов

12 1,2,3
Тема 1.4. Подготовка к экзамену   16  
  Всего за второй год обучения 62  
  Итого за весь курс 104  
МДК 01.09. Индивидуальная техника, сценический репертуар      
Первый год обучения (II курс)      
Тема 1.1. Базовая акробатическая подготовка. Статические элементы индивидуальная отработка равновесия, стойек, упоров, гибкости

например, мост на предплечьях; — мост на одну руку с опорой на одну руку и на обе ноги; — мост шпагатом

22  
Тема 1.2.  Базовая акробатическая подготовка. Динамические элементы а) индивидуальная отработка акробатических элементов современного танца:

кувырки, курбеты, перекидки, перевороты, полуперевороты, перекаты на грудь, перевороты, захваты ног в шпагате;

например, использование перекатов:

— с поворотом в шпагат;

— перекат, прогнувшись из упора лежа, с коленей без опоры;

— перекат из шпагата, из приседа;

— перекат в сторону в шпагате;

— перекат через спину с раскрыванием и без раскрывания ног врозь.

выполнение кувырков:

— кувырок в группировке;

— длинный кувырок;

— из широкой стойки ноги врозь; — твист-кувырок (с места, прыжком вверх, назад с поворотов на 180о , твисткувырок, согнувшись, рондат-твист-кувырок, фляк-твист-кувырок); — пируэт-кувырок (на 360о ).

 

б) индивидуальная отработка трюков из народного танца: прыжок в «разножку», «ползунок», «бочонок», «подсечка»,

«револьтад» на 45 «разножка» с места

«щучка», «бедуинский» и др.

26  
Тема 1.3. Базовые элементы из брейкданс а) знакомство и отработка элементов: «гелик», «свеча» на двух руках; «черепаха» на согнутой руке 26  
  Всего за первый год обучения  74  
Второй год обучения (III курс)      
Тема 1.1 Прыжки а) индивидуальная отработка прыжков в высоту, длину, шпагат в полете, например: grand jete (гранд жете) прыжок с одной ноги на одну ногу (в шпагат) с наклоном корпуса, с уходом в партер, с поворотом на 360о , jete renverse (жете ренверсе) прыжок с двух ног на одну в положение atitude и др.

 

б) индивидуальная отработка прыжков с опорой на руки;

 

в) индивидауальная отработка прыжков в паре

21  
Тема 1.2. Сложные элементы из брейкданс знакомство и индивидуальная отработка с элементами: «флай», «свеча» на одной руке; «свайп» 21  
Тема 1.3. Соединение сложных элементов с хореографией и танцевальной импровизацией а) образность акробатических элементах в лексическом материале;

 

б)смысловая нагрузка акробатических элементов;

 

в) выучивание танцевальных фраз

20  
  Всего за второй год обучения 62  
  Итого за весь курс 136