Отрывок из магистерской диссертации Е. Стегний «Интегративно-соматический метод работы хореографа»
“Если ты не будешь танцевать свой собственный танец, то кто его тогда станцует?” — так говорила всемирно известный учитель танца, театральный режиссер, создатель музыкальной компании “Mirrors” — Габриэлла Рот. К созданию собственной техники она пришла в 60-х годах XX века на основании исследований новаторских направлений в театральном искусстве и экспериментов в Эсаленском институте. Благодаря последним, она начала работать с духовной практикой экстатического танца. Г. Рот пришла к внутреннему волново-медитативному трансу танца, который подразумевает путешествие в пределах неподвижной точки для успокоения ума и тела. Это, по мнению Г. Рот, влияет на психику в движении, способствуя спонтанным состояниям творчества и подпитке интуиции. Во многом благодаря влияниям шаманизма, восточной философии, гештальт-терапии, мистики и трансперсональной психологии, Г. Рот определила “пять ритмов” движения тела.
“Пять ритмов” — это практика свободного танца, целью которой является высвобождение внутренних ресурсов и энергий человека. Она была создана Г. Рот специально для западных людей, “живущих в голове” и “разделенных с телом”. Большинство городских ритмов, в которых живет человек, не являются естественными для него, что может привести к стрессу. Каждый день телу необходим отдых, очищение и наполнение его энергией. “Танец – это простой и самый короткий путь к тому, чтобы разгрузить голову от мыслей, отдохнуть от дел и вернуть себе силу” [112].
Г. Рот выделила пять первичных ритмов движения, которые, по ее мнению, присутствуют во всех культурах и являются отражением качеств, с которыми человек встречается во внутренней и внешней реальностях. Занятия направлены на погружение в свободный и выразительный танец, без заучивания специальных движений. Этот метод исследует взаимовлияния свободы движения с внутренней свободой, тем самым он стремится к изучению “интеллекта” собственного тела. Концентрация внимания на движениях тела и дыхании очень важна, считала Г. Рот, так как благодаря этому, человек быстро достигает медитативного состояния сознания и может ощутить свою целостность и связь с миром. «Когда мы полностью отдаёмся духу танца, он становится молитвой» — говорила Г. Рот [111].
Практика спонтанного танца предназначается для людей в любом возрасте и с любыми танцевальными навыками. «Танец — это самый быстрый и короткий путь к правде. — считала создательница “Пяти ритмов”. — Наши ритмы создают органичного человека: заземлённого, центрированного и реального. В целом задача практики остаётся неизменной — увидеть, что застряло и заставить это двигаться» [111].
В основе техники Г. Рот лежит работа с энергией, которая движется волнообразно и ритмично. Занятия направлены на изучение собственного темпа и собственного ритма. Они могут проходить в четырех форматах: маленький — это отдельные классы, средний — мастерские, большой — интенсивы, и экстра-большой — тренинги. “Типичная волна длится от 45 до 90 минут. При этом на каждый ритм приходится 10–20 минут. В ходе занятия танец развивается главным образом спонтанно, без конкретных инструкций или разучивания определённых движений. Педагог регулирует темп с помощью музыки, которая звучит в записи или вживую. Пример педагога и других участников является основным методом обучения” [111]. Длительность занятия возможна от двух до трех часов, на них каждый из пяти ритмов изучается более подробно.
Автор диссертации выделяет следующие ступени практики Г. Рот:
- “Волна”, т.е. последовательность импровизированных движений, которые используют до пяти ритмических паттернов, такие как: поток — текучесть, стаккато — прерывистость, хаос, лиричность и покой. ““Волна” является фундаментом тренировки, так как на этом уровне учатся в буквальном смысле “воплощать”, то есть выражать в теле каждый из пяти ритмов” [134].
2. “Биение сердца” — вторая ступень, на которой уделяют особое внимание тому, как “на физическом уровне проявляются человеческие эмоции: страх, гнев, печаль, радость или сопереживание” [134].
- “Циклы” — третья ступень, направляет внимание на социальное окружение, тому, как оно влияет на человека “на разных стадиях жизненного цикла: рождение, детство, половое созревание, зрелость и смерть” [134].
- “Зеркало” — четвертая ступень, развивает умение видеть себя и других, а также “отделять свои истинные интересы от позывов эго”[134].
Занятия техникой Г. Рот начинаются с разминки. “Она является одним из самых простых и информативных упражнений для начала занятия, поскольку, кроме физической активизации, упражнение дает возможность сконцентрироваться на различии ощущений от выполненных движений в различных частях тела. Одной из сложностей при начале занятий является отсутствие навыков в осознании телесных сигналов. Тело в движении — это “территория”, для которой нет адекватной “карты”” [22, 3.1].
Основная идея “телесного джаза” состоит в выделении “центров движения”: в каждый момент времени движение инициируется и ведется определенной частью тела. Выделяются семь таких центров: голова-шея, плечи, локти, кисти, бедра (таз), колени и ступни. “Последовательность обращения к центрам может быть как прямой (от головы к ступням, что дает снижение излишнего контроля), так обратной (от ступней — к голове, что дает большую устойчивость и “заземленность”)” [22, 3.1]. Финальным этапом является объединение всех центров в общем танце.
На каждом занятии контекст упражнения может меняться. Например, можно акцентировать внимание на изменениях ритма, скорости и амплитуде движений, на взаимодействие с пространством, на изолированности или связанности центров с другими частями тела и т.д. Все упражнения могут проходить как с открытыми, так и с закрытыми глазами. Начиная с закрытых глаз, можно лучше направить внимание на внутренние ощущения и отойти от модели поведения “оценочное суждение”. Целью начального этапа разогрева является первичная диагностика и самодиагностика, координация навыка осознания тела в движении.
После разминки можно приступить к работе в парах:
а) Диалог с одним партнером.
Партнеры находят себе пары и становятся лицом друг к другу. Основная задача в том, чтобы движения каждым центром стали диалогом между партнерами, которые танцуют с открытыми глазами. “Во время исполнения упражнения необходимо обращать внимание на отличия между движениями, исходящими из разных центров, их качество взаимодействия и эмоциональную окраску, а также на способность находить баланс между “выражением себя” в танце и восприятием партнера” [22, 3.1].
б) Диалог со сменой партнеров.
Занимающиеся делятся на пары и становится в два круга, внутренний и внешний, лицом друг к другу. Упражнение проходит так же как и предыдущее, но на этот раз после диалога одним центром партнеры меняются, смещаясь внешним кругом по часовой стрелке каждый раз на одного человека.
Целью разогрева является развитие навыка осознания тела в движении, установление контакта с другими участниками в танце, увеличение вариативности в проявлениях и взаимодействиях.
Следующий раздел занятия — походка “телесного джаза”.
Занимающиеся начинают быстро и свободно перемещаться по всему пространству зала, чтобы тело немного “несло”. Через 1 — 2 минуты внимание концентрируется на первом центре — голове, и все тело начинает следовать за головой, затем ведущим центром становятся другие центры, например, плечо, локоть, кисть, бедро, колено, ступня и т.д., и все тело двигается за ними, соответственно.
Во время выполнения упражнения необходимо обращать внимание “на разницу в качестве взаимодействия и эмоциональной окраске между походками, исходящими из разных центров, “узнаваемость” или новизну каждой из походок” [22, 3.1.]. После семи походок предлагается вспомнить повседневную походку и отметить, какие центры ведут в ней. Далее ищется походка, которая наиболее комфортна для каждого, как телесно, так и эмоционально.
Целью этого упражнения является развитие навыка осознанности тела в движении, а также установление контакта материала занятий с повседневной жизнью и поиск ресурсных состояний.
Упражнение “вибрация, переходящая в танец”.
Это упражнение начинается стоя с закрытыми глазами, постепенно инициируя от ног и пола мелкую тряску. Вибрация проходит через все тело, включая плечи и голову и увеличивая амплитуду движения. Волна, проходящая через все тело — от ступней до кончиков пальцев рук и макушки головы, после открытия глаз, распространяется по пространству.
Целью упражнения является снятие мышечных зажимов и напряжений, а также разогрев.
- Упражнение “тряска — растяжка”.
Это упражнение начинается с закрытыми глазами с тряски, как и в предыдущем упражнении. Внимание направлено на освобождение плечевых и бедренных суставов. Через некоторое время, 5 — 6 минут, тряска прекращается и занимающиеся переходят к растяжке, одновременно, всеми пятью конечностями: руками, ногами и головой, распространяются в разные стороны. Эта растяжка длится 3 — 4 минуты и идет не за счет увеличения мышечного напряжения, а за счет “расширения пространства” в суставах. Цикл повторяется несколько раз.
Целью является снятие мышечных зажимов и напряжений, а также разогрев.
Еще одним инструментом для работы могут стать движения, согласно которым используются разные качества, например, плавные кривые, прямые углы и т. д., и задействуются различные части тела: центр, голова, ноги, которые становятся фокусом внимания во время движения.
Целью является развить навыки осознанности тела в движении, а также выявить рабочие и нерабочие зоны в теле и трудности исполнения различных качеств движения. Упражнение позволяет выявить проекции движений из окружающей жизни: например, стиль и качество движения животных, людей, предметов.
- Упражнение “работа с центром”.
Центр тела — это область низа живота, которая является центром тяжести тела человека. “Во многих системах развития человека существует идея телесных центров, связанных с тем или иным аспектом личностной структуры. Голова как ментальный центр, грудь как сердечный, эмоциональный центр, низ живота при этом часто считают сексуальным или витальным центром. В некоторых восточных традициях эту область определяют как энергетический центр (хара в Японии, нижний дянь-тянь в даосизме)” [22, 3.1].
Упражнение также выполняется в парах. “Один из партнеров кладет ладонь на область крестца (проекцию центра) другому. При этом важно качество прикосновения: ладонь как бы “прилипает”. Второй партнер начинает ходить, а первый просто следует за ним, не отрывая ладони. Это прикосновение концентрирует внимание, в том числе и бессознательное, к области центра. Через одну-две минуты второй партнер добавляет разнообразие в движения, все время начиная, инициируя их из центра, перемещая в пространстве” [22, 3.1]. Необходимо стремиться к не прерыванию контакта во время смены ладоней. После смены партнеров, первый партнер старается предлагать второму движения, которые тот еще не использовал, например, задействуя другие направления перемещения, ритмы и уровни. “На финальном этапе выполнения упражнения, можно отпустить своего партнера, давая ему возможность двигаться самостоятельно, используя весь репертуар движений, найденный и полученный во время предыдущих стадий” [22, 3.1].
Целью упражнения является развитие ощущения таза и области крестца.
- Упражнение “работа с позвоночником”.
Позвоночник — ось, соединяющая верх и низ тела, это основа, каркас, внутренней структуры. В этой технике используется тот же принцип, что и в предыдущем упражнении: один из партнеров кладет руки на две крайние точки позвоночника — копчик и основание черепа. Вначале партнер, к которому прикасаются, просто ходит, а затем начинает использовать разнообразные движения, соединяя ими эти две точки. Первый партнер все время следует за вторым, стараясь, по возможности не отрывать руки, может быть, иногда меняя местами ладони. В конце первый партнер отпускает второго, и тот движется самостоятельно. Затем партнеры меняются ролями, и процесс повторяется в другую сторону.
Целью упражнения является развитие чувствительности и гибкости позвоночника.
- Упражнение “все мышцы — все кости”.
Участники начинают двигаться. Им дается задание — двигаться максимальным количеством мышц одновременно: мышцы лица, пальцы ног, мышцы спины и т. д. Через некоторое время участникам предлагается двигать не мышцами, а костями, чтобы движение проходило “сквозь” мышцы.
Упражнение “пять ритмов — волна”.
1) Поток (Текучесть) — ритм, который учит текучести и грации. Плавные, мягкие, округлые, непрерывные и текучие движения; движения «женской» энергии (инь).
2) Стакатто (Прерывистость) — ритм, который учит определенности, законченности и четкости. Резкие, сильные, энергичные и ритмичные движения, направленные вовне; “мужские” движения (ян).
3) Хаос — ритм, как поиск формы для творческого воплощения. Хаотические движения, неконтролируемые, непредсказуемые, “бурлящая лава”.
4) Лиричность — этот ритм учит синтезу и интеграции. Тонкие, изящные, повторяющиеся движения, “полет бабочки” или “падающего листа”.
5) Неподвижность — этот ритм учит созерцанию и умиротворению. Движение в неподвижности, постепенное замедление, наблюдение за первичными импульсами движения, “пульсирующая статуя”.
Это упражнение направлено на изучение пяти паттернов, позволяющих почувствовать и проявить себя в пяти базовых качествах движения жизни. Г. Рот считала, что: “ В потоке вы открываете себя. В стакатто вы определяете себя. Хаос, растворяя все, помогает не привязываться к этому открытому и определенному “Я”, и тогда “Я” не становится жестким и окостеневшим. Лиричность вдохновляет на уникальное выражение себя. И, наконец, неподвижность позволяет ощутить нечто большее, чем “Я”” [112].
Процесс проходит интенсивнее, если правильно использовать дыхание. Как пишет Г. Рот, дыхание — это ключ к каждому из ритмов.
- Техника Г. Рот. может выполнять несколько функций: диагностическую, тестовую или терапевтическую.
Диагностическая функция: возможность обнаружить “освоенные и неосвоенные” качества движения.
Тестовая функция: возможность ощутить степень и качество личностных изменений.
Терапевтическая функция: возможность найти способы выражения себя, расширить диапазон реакций и форм взаимодействия.
Практика “Пять ритмов” Г. Рот — это динамический способ тренировки и медитации. Она сфокусирована на мысли, что жизнь — это энергия в движении и не существует фиксированных понятий о людях, местах, объектах и идеях. Танец “Пяти ритмов” находится в непрерывном поиске свободного стиля выражения и лексического запаса, основой которого является индивидуальный и неожиданный способ движения. Он позволяет наблюдать за восприятием и воспоминаниями, искать жесты и позы, настроиться на инстинкты и интуицию, раскрывает способы творчески выразить ранимость, агрессивность и тревоги. Г. Рот говорила: “Я нашла язык структуры. Я верю, что это приведет нас к универсальным истинам: истинам, которые старше, чем время. В ритме тела, мы можем проследить наши корни и состояние бытия, где все идентефикации растворяются в вечном потоке энергии. Энергия движется волнами. Волны перемещаются в структуры. Структуры двигаются в ритме. Человеческое существо — это энергия, волны, структуры и ритмы. Ничего больше. Ничего меньше. Это и есть танец” [124]. Каждый момент в жизни, считала Г. Рот, является возможностью для полного аутентичного самовыражения, а душа дает возможность для их творческой трансформации в искусство и театр. Г. Рот всегда описывала свою работу с телом ни как терапию, а как сакральное искусство: “богатство театра и танца — это истории из жизни, разоблачить которые, сняв маски, можно при помощью движения” [124]. Ее театр был посвящен философии “Пяти ритмов” .
В настоящий момент учение Г. Рот завоевало популярность во многих областях культуры. За последние 35 лет своей жизни она обучала технике тысячи людей разного возраста в различных школах, центрах личностного роста, в госпиталях, крупных корпорациях, театрах, включая всемирно известный институт Эсален, задача которого — гармоничное развитие личности с помощью интегративных практик. Газета Нью-Йорк пост называет ее технику — “картой для всего творческого процесса”. На сегодняшний день существует около 400 сертифицированных преподавателей этого направления. В России его регулярно проводит Александр Никифоров.